Timecode в grandMA2

Периодически в чатах возникает вопрос, как правильно работать с таймкодом, как делать какие-то определенные действия с ним и как это всё правильно настроить. И вот я решил написать эту статью, чтобы систематизировать все свои знания по этой теме и закрыть возникающие вопросы коллег.

Итак, что же вообще такое таймкод в рамках светового пульта? Для заказчика это всегда выглядит сложно, дорого, очень дорого и «Ваааааау, у нас шоу по таймкоду!». К сожалению, для многих специалистов нашей отрасли это выглядит примерно так же, но ещё и «Это для крутых Московских шоу же, а у меня тут ДК в провинциальном городке, какой ещё таймкод сюда…».

Как сказал один из людей, у кого я учился многому в шоу-индустрии:

Timecode — это всего лишь ответ на вопрос «Кто нажмёт кнопку Go?»

И действительно. В написанном кьюлисте можно попросить нажимать кнопку Go самого художника по свету, его ассистента, а можно даже уборщицу, которая мыла зал перед спектаклем! Самое главное, в сценарии сделать в нужных местах пометки «Нажимай после слова лопата!».

Но в любом случае, все три способа будут не самыми эффективными. Даже сам художник по свету, который писал этот кьюлист может отвлечься, забыть, не успеть. И что-то произойдет не вовремя, а как мы помним, один из самых главных факторов в свете «вовремя». Зритель не представляет, синие у вас воши должны были стать или маджента, но вот если это сделать не в такт, то зрителям это будет заметно. Конечно же не всем, но всё же.

А если отдать роль нажатия кнопки Go пульту, да ещё и рассказать, в какое время это нужно сделать, то можно не сомневаться, что пульт не отвлечется на разговоры с красивой артисткой и не забудет нажать эту кнопку.

Я не буду рассказывать про историю таймкода, кинопленку и прочее, если захотите, найдите и почитайте сами про это. К этой теме это не будет иметь особого отношения. Однако, что очень хочется отметить из его истории — таймкод может содержать различное количество кадров в одной секунде. Что это такое и зачем нам нужно:

Время в таймкоде кодируется несколькими числами:

ЧАСЫ:МИНУТЫ:СЕКУНДЫ:КАДРЫ

Так как таймкод пришел к нам из кино, то логично, что там видео состоит из нескольких физических кадров. Именно поэтому в свете используется этот термин, а не миллисекунды.
Но что ещё хорошо — когда мы делаем связку света и видео — мы снова начинаем работать с нашими киношными кадрами в прямом смысле этого слова.

Есть несколько стандартных вариантов количества кадров в одной секунде. Это опять же связано с историей таймкода, кино и ТВ.

Как выбрать количество кадров в секунде?

Самые стандартные варианты таймкода — это 25 или 30 кадров в секунде. И вот тут перед выбором нужно понять очень важный момент:

Количество кадров на всём свето-видео-тракте должно быть равно одному значению!

Ну или хотя бы делиться без остатка. Что это значит: если мы выбрали формат 25 кадров, то у нас

  • Таймкод на 25 кадров
  • Светодиодный экран или проектор работает на 25 или 50 кадров
  • Камеры для вывода на экран работают на 25 или 50 кадров
  • Видеокарта имеет выход на 25 или 50 кадров
  • Контент отрендерен под 25 или 50 кадров
  • Все мониторы для превью видео с камер и медиасервера работают в 25 или 50 кадров.

Если хоть что-то из этого окажется в 30/60, то не произойдет ровного распределения и мы получим лаги на видеотракте.

И нет, это не ошибка, что я тут начал рассказывать про видео в статье про свет. Как можно заметить, большинство нюансов выбора частоты кадров касаются именно видеотракта. Поэтому если у нас общая система с видео — то мы уточняем этот вопрос у них. Если видео нет — можем выбрать что угодно. Самое главное, чтобы видео потом случайно не появилось, когда уже всё прописано =)

Итак, мы выбрали частоту кадров. В примере, который я буду рассматривать дальше в этой статье, у меня нет видеосерверов, экранов и камер, поэтому я волен сам выбрать то, что мне нравится. В дальнейшем все примеры будут проходить на 30 кадрах в секунду.

Какой бывает таймкод?

Timecode — это специальный сигнал, в котором закодировано время. И как вы уже догадались, этот сигнал можно передать кучей различных способов. Два самых распространённых из них

  • LTC — линейный таймкод. По факту это звук, передаваемый по обычному звуковому кабелю, представляет из себя набор очень быстро сменяемых звуков «есть писк» и «нет писка». За счёт такого двоичного кодирования как раз и шифруется текущее передаваемое время.
  • MTC — MIDI таймкод. Это MIDI-сигналы, передаваемые через MIDI интерфейс, в которых так же заложено текущее передаваемое время

Есть и другие способы передачи сигнала таймкода, например, по ArtNet, но на них мы не будем останавливаться в рамках этой статьи.

Давайте лучше подумаем, что выбрать LTC или MTC? А вот это зависит от ваших задач и имеющегося оборудования. LTC можно передавать на большие расстояния, как обычный звук, например, от музыкантов на сцене через звуковой стеджбокс в пульт на FOH и от туда уже физическим кабелем к вам в МАшу. А ещё отрендеренный в звуковой файл LTC сигнал — это гарантия того, что всегда будет приходить один и тот же сигнал, чего нельзя сказать о генерации таймкода «на лету», что чаще бывает в MTC, который нельзя передавать на большие расстояния (ну по крайней мере без костылей). Но при этом MTC удобно использовать локально, особенно на моменте прописывания шоу, когда у вас всё на одном компе и не хочется в студии собирать всю схему со звуковыми пультами, и прочими железками. А на реальном шоу это всё спокойно сможет работать уже по LTC, переданному со сцены. Для этого нужно будет лишь изменить источник входа сигнала в пульте.

Последний момент про LTC и перейдём к практике: при подготовке звукового трека на выходе мы должны получить многоканальную звуковую дорожку, состоящую, как минимум из трёх каналов:

  • Левый канал из исходного трека
  • Правый канал из исходного трека
  • Канал со звуком из писков с нашим LTC

Каналов может быть намного больше при необходимости, например, отдельный канал для клика барабанщика, отдельные каналы для звуковых пространственных эффектов и так далее.
Самое главное — это то, что звуковые дорожки, которые должны быть слышны из определённых источников (порталы, мониторы, ушной мониторинг и так далее) должны быть отправлены в свои выходы в роутинге пульта, а канал с сигналом LTC должен из отдельного выхода приходить к нам в световой пульт. И конечно же нужно не забывать, что у этого сигнала нельзя изменять громкость, а так же необходимо его изначально выставить на нужный уровень, иначе декодер в пульте не сможет его прочитать.

На этом про LTC всё, дальше все примеры будем делать с MTC сигналом, чтобы всю схему можно было собрать и повторить в рамках одного компа, вообще не имея ни светового, ни звукового железа под рукой. (А кто-то думал, что работать с таймкодом можно только имея дорогое оборудование??).

Необходимый софт

Чтобы повторить всё, что мы будем делать в статье необходимо иметь у себя следующий софт:

  • loopMIDI — бесплатное приложение, которое позволяет сделать петлю из MIDI интерфейса внутри одного компа, по сути дела — это виртуальная MIDI-звуковая карта, у которой вход соединён с выходом: всё, что будет подано на вход, можно будет прочитать на выходе
  • REAPER — условно бесплатный звуковой DAW-редактор, в котором есть возможность генерации дорожек с таймкодом. Теоретически, вы можете использовать любой DAW-редактор, но я буду показывать все примеры именно на этом.
  • grandMA2 onPC — на момент написания статьи последняя версия 3.9.60.28. Показывать буду на ней, на на немного более ранних теоретически тоже должно быть примерно всё так же. Для работы с таймкодом не нужны открытые параметры, всё бесплатно, без СМС и регистрации.

Устанавливаем и настраиваем софт

Я не буду подробно останавливаться на установке этих приложений, там всё просто «Далее-Далее» и даже никто не пытается подсунуть браузер с Алисой. Лучше перейдём к их настройке.

Запускаем loopMIDI. Тут нужно ввести название виртуального порта (или оставить то, что есть). И нажать кнопку «+». Всё.

C Reaper настроек будет немного больше, но там тоже ничего сложного. При первом запуске откроются настройки, потом их можно открыть через меню (Options -> Preferences). В разделе MIDI необходимо активировать выход с названием, которое мы вводили на предыдущем шаге.

Для этого нужно нажать правой клавишей по названию выхода и выбрать пункт Enable. Дальше настройки можно закрыть и перейти к главному окну. Тут необходимо поставить правильный формат времени. Для этого нужно нажать правой клавишей по часам и выбрать подходящий нам вариант.

В начало времени на первую дорожку перетащим звуковой файл, под который мы будем делать наше световое шоу, должно получится примерно так:

Теперь в меню Insert выберем генератор таймкода:

Далее необходимо растянуть дорожку таймкода на всю длину нашей музыки и открыть её настройки. Для этого нужно нажать правой клавишей по дорожке таймкода и выбрать третий пункт:

В открывшемся окне необходимо выбрать тип таймкода (в нашем примере это будет MTC), частоту кадров и время, с которого генератор начнёт создавать таймкод. Так как это одна и единственная композиция по таймкоду в нашем шоу — оставим нулевое время. Если будет несколько, у каждой должно быть своё время старта, не пересекающееся с остальными композициями в шоу.

Теперь необходимо отправить эту MIDI дорожку с таймкодом в наш виртуальный порт:

На этом в Reaper пока больше ничего делать не будем, переходим к настройке MA.

Настройка MA onPC для работы с MTC

В первую очередь необходимо зайти в настройки самой MA onPC, они находятся в желтом шарике на окне Command:

На вкладке MIDI в качестве источника входа необходимо выбрать наш виртуальный порт из loopMIDI:

Теперь откроем пустое окно рабочей области и соберем на нем набор окон для работы с таймкодом:

Нужно добавить:

  • Timecode Pool
  • Timecode Slots Pool
  • Clock (выбрать тип timecode, selected)
  • Timecode View
  • Macros

Теперь если выбрать «TC Slot 2» (это слот по умолчанию для MIDI, первый для LTC) и нажать Play в Reaper, то мы должны начать видеть время таймкода из Reaper на всех местах, отмеченных стрелками.

Если вдруг этого не произошло — прочитайте внимательно всё, что было выше ещё раз. Ну и конечно же попробуйте более внимательно это повторить у себя.

Теперь мы готовы переходи к созданию самого таймкода в МА.

Варианта создания таймкода

Переключение кьюшек при приходе определенного времени в пульт можно сделать несколькими способами, как минимум это:

  • Запись информации о переключении сцен руками, с привязкой ко времени таймкода
  • Ручное выставление времени каждого переключения
  • Выгрузка меток из Reaper

Второй вариант мы рассматривать даже не будем, он совсем для извращенцев, поэтому поговорим про первый и второй. Первый намного легче с точки зрения настроек и идеально подходит для ситуаций, когда уже написан кьюлист, который мы можем переключать руками, но есть необходимость автоматизировать это действие.

Третий вариант подходит больше для создания шоу с нуля, когда у нас есть только музыка в звуковом редакторе, мы её слушаем и думаем «а вот тут будет прикольно изменить световую сцену», но самой световой сцены ещё нет.

Но это я описал субъективные крайности этих двух способов, дальше вы сами для себя можете решить, когда и какой использовать, а может придёте только к одном способу. Поэтому рассмотрим их подробнее.

Запись таймкода

статья находится в на стадии написания и будет дополняться

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: